четверг, 29 октября 2015 г.

Монетизация писанины.

 Раз уж Ахум поднял вопрос о том, чтобы награждать автора за его труд, то присоединюсь-ка и я к этой теме.
Всё началось с того, что мне посоветовали почитать ЛитРПГ. Серию "Путь шамана". Тогда я впервые столкнулась с таким явлением как подписка на произведение в процессе написания.
Долго ли, коротко, но тут я взялась за мир Фанмира и...
И задумалась.
Вернее сначала я посчитала чужие деньги, что, конечно же, очень не хорошо, но...
Объявлена подписка. Минимальная 100 рублей (видимо раньше была выше), максимальная в данном случае нас не интересует. А внизу приписка "Нас уже почти 600 человек - присоединяйтесь".
Понятно, что там ещё модераторы, бета-тестеры и кто-там ещё, кто не монетизирует авторский труд, но так как и 100 это самый минимум, округлим. Чтобы умножить 600 на 100 много ума не надо. При умножении на единицу цифра остаётся той же и к ней приписываются все нолики от умножаемых чисел. Значит это шесть с четырьмя нулями. То есть 60 тысяч если я не совсем позабыла математику.
Когда я читала первую книгу серии на самиздате, первое что меня поразило - аннотация.
"LitRPG!
Книга завершена (за 48 дней)!
Вычитки не было и не будет. Выход книги: 27 января 2015, изд-во "ЭКСМО", тираж: 5000.
"
Грубо говоря 48 дней это два месяца. 60 делим на два... 30 тысяч в месяц?
Всё, конечно, усреднено и притянуто за уши, но... Разбираемся с теми цифрами, что есть.
Впрочем, поразило меня не это.
"Вычитки не было и не будет".
Не было и не будет?! Как по мне это настолько неуважительное отношение, во-первых, к русскому языку, а, во-вторых, к читателю, что уважения к автору как-то совсем совсем нет.
Но стоит вернуться к монетизации.
Не находя в себе желания играть, я вновь вернулась к чтению придуманных миров. Да, читаю в основе своей на пиратских сайтах не вычитанный текст. Учусь не замечать неровности распознавания текста техникой.
Прекрасно понимаю, что авторы пишут, тратя своё время, и, естественно, желают, чтобы их труд вознаграждался тем, что позволит обеспечить саму возможность писать - как минимум оплату за питание и проживание. 
Я сама трачу на написание своих постов от двух часов до нескольких дней. В основе своей, это связано с тем, что пишу, в основном, в перерывах на работе, но сам факт. Написание текста жрёт уйму времени. (Одна из причин почему я всё ещё не сменила работу). 
Так вот, монетизация.
Под влиянием своей депрессии изредка забредаю в магазины после работы. Один расположен там, где в советское время располагался самый большой книжный магазин города, второй является филиалом в сети книжных магазинов и его вход расположен практически прямо на остановке. 
В первом магазине серия ЛитРПГешек представлена в количестве 4 штуки. Во втором примерно семи, но минимум пять из этих семи являются книгами серии "Играть, чтобы жить", которая мне не нравится.
Да и в любом случае, жизненное пространство и книги мало совместимы, особенно когда книг в доме оказывается слишком много. Да и хороший вопрос, какая часть из затрат читателя на книгу уходит автору. Потому подписка это очень хорошая задумка.
Но... Допустим для меня, чья зарплата (обе зарплаты) очень сильно привязана к МРОТ, который, как я уже ругалась, очень далёк от прожиточного минимума, сто рублей это деньги. В то же время 10 рублей уже... Даже буханку хлеба не купишь.
Но в то же время у всех доходы разные. Для кого-то и 10 рублей деньги, а для кого-то и миллион туда сюда потратить можно.
И вот тут мы и утыкаемся в проблемы вознаграждения автора за труд. (И это если налоги не трогать).
Допустим мне очень не хватает ресурса в инете, который бы удовлетворял потребности и читателя, и автора.
С точки зрения автора его труд должен быть вознаграждён.
С точки зрения читателя он должен иметь возможность прочесть любое произведение, когда либо и кем-либо написанное, за сумму, которую он может себе позволить. При этом ему должно быть доступно средство, которое позволит наказывать автора за некачественный контент.
Но тут мы, конечно же, мгновенно упираемся в проблемы составления бизнес-плана.
а) это по-любому будет завязано на деньги. А деньги это и налоги, и ещё какие-то платежи, думать о которых я не хочу, это и... Учитывая, в каком количестве у нас ныне пишущая братия, работы по переводам каждому автору будет более чем достаточно. А это люди, люди, люди и конечно-же, зарплаты, зарплаты, зарплаты.
б) это без вариантов потребует поддержания информационного ресурса в рабочем состоянии. А это и техника, и... что там ещё (никогда не интересовалась), не говоря уж про то, что и тут всё завязано на работу людей. 
в) так как изначально у меня есть желание наказывать авторов за некачественно выполненную работу, то у читателей должна быть возможность указывать на ошибки (приводя в доказательство ссылку на всевозможные словари и ресурсы, на которых изложены правила русского (и не только) языка) и за каждую найденною и признанную ошибку, вычитать из затрат читателя на данное произведение, а это подразумевает наличие энного количества модераторов-корректоров, владеющих теми языками, произведения на которых размещены в библиотеке. 
В общем сразу понятно, что чтобы оно хотя бы по минимуму самоокупалось, это должно быть выведено на международный уровень с желанием "всех" авторов мира сотрудничать с этой компанией, что практически нереально. А ещё такая библиотека должна находиться под крылышком одной из платёжных мировых систем, чтобы у читателя не было затруднений с тем, чтобы задуматься "как оплатить", что иной раз очень сильно останавливает. Тяжёлый для меня вопрос :( А ещё подобная библиотека не должна конкурировать с пиратскими. Но пираты это наше всё.
В общем, так как работа меня сбила с мысли, хватит мечтать о мировом господстве. 
А монетизация... Все выкручиваются как могут. 
Вывешивают на личных сайтах, в бложиках, на той же странице в самиздате реквизиты платёжных систем, перечислением на которые можно отблагодарить или поощрить автора...
Кто может и хочет пользуется любой возможностью заполучить денежку, кому не позволяет так делать совесть, мечтают заработать на издании книги, что, конечно же, в нашей стране обогащению не способствует.
В общем, не доросли мы ещё, чтобы уничтожить пиратов и создать то, что их более чем полностью заменит. Если пираты есть, значит это кому-то выгодно!
К слову о писательстве. Вчера устроилась смотреть фильм "Эскорт" (за что громадная благодарность пиратам). Если коротко и со спойлерами - журналист лишается работы, и чтобы устроиться снова ему требуется написать статью, отличную от всего того, что он писал ранее. Секс за деньги, секс не за деньги, любовь, невостребованность тех, кто хорош в своём деле, но не может за себя постоять... Сюжетно мне очень понравился фильм. Но по восприятию мне постоянно чего-то не хватало. Чего-то нет в фильме, что могло бы определить его к жанру пересматриваемых. Но один раз посмотреть фильм можно, благо он заканчивается хэппиэндом.
И среди прочего в фильме прозвучала фраза... Дословно не процитирую, так как и память у меня ужасная, и практически спала на тот момент. Но суть примерно в следующем:
"Что ты за журналист, если ты не пишешь? Журналист не может не писать." 
Хотя иногда, наверно, стоит не писать. Вот понаписала тут бредятины, теперь сама не понимаю, как в ней разбираться :(  

12 комментариев:

  1. Му давай разберёмся, за что писаки деньги берут. Автор не обязан писать грамотно, стилистически верно и вообще уметь писать. Писатель переносит свой замысел на бумагу. Ошибки правит корректор, стиль - редактор. В случае с мемуарами текст может писать "негр", автор лишь надиктовывает. Сам умеешь высматривать косяки? Молодец, сэкономишь. Поэтому Иван прав, зачем править рукопись, если она все равно попадёт на обязательную вычитку. Но пример с Магазинниковым не типичный, он поймал птицу Удачу за хвост. Издатель купил по большому счёту готовых читателей, выбрав топ на самиздате.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "зачем править рукопись, если она все равно попадёт на обязательную вычитку"
      У меня только один вопрос. Когда Ахум в последний раз держал в руках книги? Вычитка? Правда? У меня есть просто потрясающее издание с которого мне хотелось ржать, плакать и вешаться одновременно.
      Но это вообще эксклюзивное издание, обычно книги более менее вычитаны. Но про вычитку лучше мне не рассказывать. В советское время я бы поверила, в наше - нет.
      Иван вообще молодец. Хотя бы потому,что я на его не вычитанном тексте стопарилась едва ли десяток раз. Но сам факт.
      "Автор не обязан писать грамотно, стилистически верно и вообще уметь писать."
      И что он тогда за автор?
      А, я забыла про графоманов. Но может будем говорить про тех, кто хочет быть писателем и уметь писать?
      И вообще пункт про наказание за ошибки не просто так подразумевает наличие в штате мифического сайта мифических модераторов-корректоров, которые на основе того, что читателями указано как ошибка с приведением доказательства в виде указания на правило, могли бы править текст. Чем не та самая вычитка? Что не так то?

      Удалить
    2. Последняя купленная книга - "Три товарища" (август), последняя прочитанная бумажная книга - тетралогия Аники Тор (октябрь).

      Издательство экономит на корректуре? Это не делает чести ни издателю, ни книге. Обычно редактор видит кривую рукопись и просто ее бракует. Поэтому начинающие писатели редактуру/корректуру заказывают сами. Сколько это стоит. можешь посмотреть сама ("корректура цена"). Чистить рукописи - дорогое удовольствие.

      Удалить
    3. Мда... Меня даже гугл не забанил и выдал по запросу информацию...
      400 тыс.знаков и больше, даже по 10 рублей за тысячу знаков с пробелами (хотя первые две ссылки выдали мне (первая) 40 рублей (корректорская правка) и (вторая) 172 (корректорская правка), 233 (литературное редактирование))...
      Мда... Как сильно в людях желание издать книжку...

      Удалить
    4. Не замыкай все на худлите. Есть диссертации, всякие энциклобли и справочники, журналы и учебники. Кто-то посторонний должен незамыленным глазом просмотреть весь текст. Корректор - обычная профессия допечатной подготовки. а есть еще редактура - это уже сложнее. Специалист пойдет с карандашом искать смысловых блох. Поэтому стоит это еще дороже.

      Удалить
    5. > Писатель переносит свой замысел на бумагу.

      Да и замысел не нужен, как показывают последние записи "шамана". Пиши, что в голову взбредет и радуйся от осознания, что ты не "паразитируешь" на вселенной ВоВ, а сам, аки Бог, творишь вселенную. Только, судя по комментариям, а вернее их полному отсутствию, вселенная плосковата получилась и не очень интересна читателям. Ну не Хейли автор, чтобы интересно писать о достаточно скучных профессиях, что тут поделаешь.

      Удалить
    6. Ну, с диссертациями всё понятно, это всё-таки учёная степень, если я не путаю, а значит влияет на зарплату.
      Учебники вообще должны проходить проверку и иметь гриф Министерства образования и науки, а значит, там по умолчанию есть заинтересованность в правильности. А так как учебники всё ещё обязательный элемент образовательного процесса, оно окупается.
      Прочее, прочее, прочее...
      Воспитываемая во времена СССР со всеми этими ГОСТами, я как-то привыкла, что корректура и редактирование - это обязательный этап подготовки книги к печати и он осуществляется издательством, которое при ценообразовании учитывает в том числе и труд корректоров и редакторов.
      Ныне... Я на работе частенько отправляю в папку "Рассылки" предложения об издании статей в "авторской редакции". Публикации требуются для прохождения аттестации на категорию преподавателями. Заплатил - издали. Что, как... Уже никого не волнует.

      Удалить
    7. Ыыыы, опять меня не видят :(
      Roman, знаете, иногда жизнь просто течёт. Можно искать смысл, можно жить, его не имея. Время в любом случае идёт не останавливаясь.
      Отображение этих течений - базовый замысел. Можно его сконцентрировать вокруг одной конкретной идеи, а можно вообще убрать идею и просто наслаждаться течением... Не всем же писать "Преступление и наказание" с его глубоким смыслом.

      Удалить
    8. > а можно вообще убрать идею и просто наслаждаться течением

      А и правильно. Тока когда без идей, это Даша Донцова получается, а не писатель. Хотя, черт, о чем это я, ведь писатель это тот, кто с ISBN издается, значит и ДД тоже писатель. Звиняйте, все верно, можно и без идей.

      -

      Вообще, конечно, удивительное рядом. Кризис среднего возраста обычно лет в 40 наступает, а у нас уже третий свихнулся в пределах 33-35. Первым был Бешер, потом ебнулся Палыч, теперь вот Ахума накрыло. Печально все это. И для ВоВ в том числе - если таких станет больше, кирдык игрушке, ибо молодняку он не интересен, а старперы впадают в "маразм" медленно, но верно.

      Удалить
    9. Roman, просто ради утоления моего любопытства. Вы роман А.И. Гончарова "Обломов" осилили?
      "Кризис среднего возраста обычно лет в 40 наступает, а у нас уже третий свихнулся в пределах 33-35."
      Уй, и опять меня не видят. :( Ау, у меня тоже кризис среднего возраста))))

      Удалить
  2. Из всех ЛитРПГ мне понравился только перевод Лунного Скульптора. Остальные саги почему-то приступа эйфории не вызывали. Разве что ГКН нечто самодостаточное. Остальное жалкие пародии. Авторы, конечно, нуждаются в деньгах. Ведь львиную долю заберет себе издательство. Но платить, в первую очередь, хочется за талант. А не бросовый ширпотреб, который ориентирован лишь на сугубо специфическую аудиторию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, путь шамана мне очень нравится. Я сюжет помню. О-о.
      И Господство клана неспящих тоже с удовольствием читаю. Для меня они на одном уровне. А вот с Лунным Скульптором пока не столкнулась.
      "А не бросовый ширпотреб, который ориентирован лишь на сугубо специфическую аудиторию."
      Специфическая аудитория? У меня сестра постоянно возмущается на тему: что я читаю, зачем я это читаю и всё в том же духе. Да и сам инет вечно призывает читать всяких Мураками, Коэльо, Буджолд и кого там ещё. Типа, хорошая литература, которая пойдёт на пользу.
      А я вот не хочу быть овцой из стада и читать то, что читают все. Меня вот школа своей обязательной программой так достала, что держите от меня эту литературу подальше. Но классика же. И что?
      Так что может не будем смешивать в одну кучу талант, ширпотреб и специфическую аудиторию? Почему талант не может раскрыться в текстах, рассчитанных на специфическую аудиторию?
      "Но платить, в первую очередь, хочется за талант."
      Ой, ё. Я не дописала. Министерство отвлекло, что с проверкой через час явится.
      У меня там ещё должна была проскочить мысль, что за десять рублей ты получаешь доступ к произведению. За каждую найденную и признанную ошибку из твоих затрат на доступ к произведению вычитаются 10 копеек. И до, кучи, если тебе не понравится сам текст, то в течение суток ты можешь отказаться от подписки. Что автоматом вернёт тебе деньги, но текст ты прочитать не сможешь в силу того, что он находится в процессе написания. К готовому тексту отказ применим в течении часа, но там должно стоять ограничение на скачивание и копирование.
      И, если вернуться к моему ужасающему подсчёту чужих денег. Что лучше, 6000 читателей, заплативших по 10, или 600 заплативших по 100? И даже не столько в денежном эквиваленте, сколько в известности. Но... деньги правят миром. И пираты.

      Удалить